Каждому из нас с детства знакомы пушкинские строки: «Три девицы под окном Пряли поздно вечерком....» Действительно, трудно представить более исконный женский труд на Руси. Прядение и ткачество были одними из самых трудоёмких из всех видов работ крестьянки. Можно сказать, почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводили пряхи за прялкой.Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно - кудель - привязывалось к верхней части прялки - лопасти, а на сиденье прялки - донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее - она оборвется, а чуть слабее - будет слишком толстой или неровной. По подсчётам специалистов, самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. Трудно поверить, но что бы получить хотя бы 15 метров ткани, нужно было сначала напрясть не менее 20 тысяч метров нити! Именно так, простыми женскими руками были создано всё то разнообразие старинной русской одежды, которое сегодня украшает этнографические музеи России. Тем более это относится к Ивановскому краю, с давних пор славящимся своим ткацким и прядильным промыслом. Не даром на гербе нашего города мы видим пряху – девушку, изготовляющую нить на прялке. В исторической экспозиции военно-спортивного патриотического клуба «Легион» хранятся несколько старинных прялок, обнаруженных курсантами во время экспедиций по Ивановской и соседним областям. Наиболее архаично выглядит так называемая «прялка-копыл», привезённая в музей с востока Вологодской области. Для изготовления подобных прялок использовали нижнюю часть дерева (как правило, сосны или ели) с торчащим корнем из которого вытесывалось донце. Иногда такие прялки называли ещё и «копаными», так как мастеру сначала приходилось выкапывать корень дерева из земли.
На широкой крашенной лопасти, или, как говорили наши предки, «лопаске» нашей прялки до сих пор сохранились следы нехитрой росписи, а также прорезанные в дереве инициалы девушек-прях, кому эта прялка в разные годы принадлежала. Эти автографы безвестных мастериц теперь украшают музей ВСПК «Легион», являясь свидетельством того, что грамотные женщины не были редкостью в русских деревнях. Итак, первая страница нашей рубрики перевёрнута, а в следующий раз мы поговорим о настоящей жемчужине русского народного искусства - о знаменитых городецких прялках.
На широкой крашенной лопасти, или, как говорили наши предки, «лопаске» нашей прялки до сих пор сохранились следы нехитрой росписи, а также прорезанные в дереве инициалы девушек-прях, кому эта прялка в разные годы принадлежала. Эти автографы безвестных мастериц теперь украшают музей ВСПК «Легион», являясь свидетельством того, что грамотные женщины не были редкостью в русских деревнях. Итак, первая страница нашей рубрики перевёрнута, а в следующий раз мы поговорим о настоящей жемчужине русского народного искусства - о знаменитых городецких прялках.